Волшебник Хаяо Миядзаки

Перевод статьи Тима Моррисона

Хаяо Миядзаки (Hayao Miyazaki) в эпоху «чудес» высоких технологий творит истинное волшебство. Родился 5.01.1945 в Токио, режиссёр таких аниме как: «Небесный замок Лапута» (1986), «Мой сосед Тоторо» (1988), «Ведьмина служба доставки» (1989), «Порко Россо» (1992), «Принцесса Моноконе» (1997), «Унесённые призраками» (2001) и многих других.

На протяжении более 20 лет японский аниматор и режиссёр Хаяо Миядзаки создаёт мультфильмы с потрясающе красочной картинкой и невероятной образностью, создаёт фантастические миры, наполненные духами, движущимися замками, летающими машинами, полуенотами-полусовами, именуемыми тоторо – существами, которых может увидеть только ребёнок. Талантливейший человек, который все, начиная от сценария, раскадровки до коррекции конечных кадров, выполняет вручную, Миядзаки – это Уолт Дисней (Walt Disney), Стивен Спилберг (Steven Spielberg) и Орсон Уелесс (Orson Welles) вместе взятые, с чертами Клода Монета (Claude Monet) в волшебно-реалистичных пейзажах и Ролда Далла (Roald Dahl) в искушённости понимания детей (интересно, кто такие последние трое дядек?).

Миядзаки не был отцом-основателем японской анимации, каковым по праву является Осаму Тедзука (Osamu Tezuka) – создатель канонических образов, например Астро Боя, впервые употребивший при рисовании огромные глаза и вдохновлявший всех взлохмаченных героев, «поднявший» руку против гигантских роботов. Но именно имя Миядзаки и его студия «Гибли» (Studio Ghibli) чаще всего ассоциируются с японской анимацией. «Он очень творческий рассказчик, который нашёл свой собственный способ «рассказывать» истории именно так, как ему хочется, и это помогло ему стать одним из лучших сценаристов и режиссёров мира» - говорил об Миядзаки Джонотан Клементс (Jonathan Clements), соавтор энциклопедии аниме (The Anime Encyclopedia). – «Любая, даже самая незначительная его работа, всегда имела огромный успех».

«Принцесса Мононоке» (princess Mononoke) – история с экологическим подтекстом в антураже Японии древности, обогнала у себя на родине в 1997 году по популярности «Титаник», а в 2001 Миядзаки выиграл Оскара с аниме «Унесённые призраками» (Spirited Away) – историей о десятилетней девочке, пытавшейся снять чары со своих родителей, превращённых в свиней. Как и многие работы Миядзаки это история-размышление об уверенности в себе, самопожертвовании и некий вызов старшим. Такая тематика является ключевой в работах студии «Гибли». По словам продюсера «Гибли» Тошио Сузуки (Toshio Suzuki) мультфильмы их студии являются результатом серьёзного и усердного исследования на тему какие же мультфильмы должны рисоваться для детей.

Что же делает работы Миядзаки такими волшебными? В эпоху компьютерной анимации, полнометражек различных студий будь то «Пиксар» (pixar) или «Дисней» (Disney), он продолжает вручную творить миры неповторимой красоты: ручьи в горах, покрытых мхом; поезд, плывущий по морю в сумерках. Драматическое содержание передаётся не музыкальными номерами или техническими ухищрениями, а простой, и в то же время ошеломляющей, картинкой, заставляющей смотреть на экран с замирающим сердцем.


URL: https://4ibi.ru/lib/lib.php?act=view&id=25