Библиотека - просмотр статьи



Япония
Статьи

Кабуки (10.12.16 / 21:15)
В начале периода Эдо (1603-1868) основным элементом театра Кабуки был танец, но в последствии на первый план вышла история повествования. После изобретения раздвижного занавеса, его стали использовать для выражения «монтажа» временных отрезков в повествовании, что придавало действу на сцене более объемный и драматический оттенок, и этот прием утвердился на сцене на долгое время. Всем известно прогрессивное изобретение театра Кабуки, связанное с модернизацией самой сцены – была изобретена крутящаяся сцена (крутилась центральная часть), а также был придуман механизм, позволяющий поднимать или опускать какую-то часть сцены, «цветочная дорога» – тоже изобретение театра Кабуки. «Цветочная дорога» тянется немного по диагонали от задних рядов для зрителей к сцене и выполняет роль вспомогательной сцены. Все эти приспособления приводили к тому, что достигался стереоэффект, когда зритель присутствует внутри самого театрального действия, когда актеры находятся рядом в непосредственной близости. Надо ли говорить, что популярность театра среди широкой публики была грандиозна.

Что касается репертуара, то и в современном театре и Кабуки эдосской эпохи, пьесы делятся на три условных категории: первая – «танец» (существует понятие «дзюхатибан» – восемнадцать танцевальных форм кабуки, которые способны оценить искушенные зрители); вторая – «история» (за основу сюжета берется некое историческое событие); третья – «быт». Пьесы первой и второй категорий исполнялись не только в театре Кабуки, но и в театре Но, а также в жанре Бунраку.

Излюбленными темами пьес театра Кабуки можно назвать те, которые повествуют о «старых добрых временах», когда формировалась ментальность японцев и моральные устои общества. Много пьес о милосердии, справедливости, благородстве, высоком интеллекте, искренности чувств и верности, жалость и теплые чувства сострадания (кстати, все то, что является основой кодекса чести самурая «Бусидо»), например, у японской публики вызывают душевный отклик пьесы о борьбе долга и чувств. В этом смысле Кабуки сыграл заметную роль в воспитании морали и обучении обычных людей несамурайского происхождения благородству воинского сословия.

В зависимости от сюжета создавались различные образы мира социальных взаимоотношений, но, можно сказать, главным в актерах Кабуки была способность удивлять и веселить, забавлять своего зрителя. Нередко актеры Кабуки становились законодателями моды, изобретая все более впечатляющие сценические образы с помощью костюма, что оказывало глубокое впечатление на публику, поскольку сценический антураж позволял легко погружаться в мир грёз и мечтаний, когда воображаемые ситуации казались вполне реальными – такова сила искусства. Надо сказать, что простые люди даже пытались подражать в одежде своим кумирам – актерам Кабуки. Кстати, жанр «укиё-э» в японском изобразительном искусстве немало способствовал популярности актеров как звезд светской жизни и модных тенденций, выполняя роль современных постеров с изображением кумиров. Технология изготовления укиё-э позволяла печатать большое количество картинок на радость любителей театра. На гравюрах Тосюсай Сяраку вы увидите всю плеяду талантливейших актеров – современников художника.



Рейтинг: Минус +4 Плюс
Просмотров: 938
Театр, Кабуки

Добавлено: angelok
Комментарии (0)
Версия для печати

К разделам
На главную