Идзимэ
Идзимэ. Обратная сторона воспитания детей в Японии.
В мире японских школ существует достаточно известное понятие «идзимэ», что дословно переводится, как «издевательство» - ситуация, когда внезапно все одноклассники ополчаются против одного в целях «помочь» ему, «сделать таким же, как и все». Однако эта «помощь» со стороны тех, с кем ты только вчера дружил и хорошо общался, оборачивается серьезной трагедией.
Очень часто дети не выдерживают давления со стороны сверстников, отказываются посещать школу совсем или заканчивают жизнь самоубийством. Статистика весьма плачевна. В 1993 году в Японии было зафиксировано 4 случая, когда учащиеся младшей средней школы решились на суицид из-за идзимэ. В 1994 году число самоубийств возросло до 9. И уже в 1995 году 11 школьников решили умереть, лишь бы больше не терпеть издевательства со стороны своих одноклассников.
Проблема изгоев в школе известна во всем мире, ведь детский коллектив – это всегда маленькая первобытная стая, а дети в ней – зверята. Но идзимэ несет в себе несколько иные корни и несколько иные причины, обусловленные особенностью японского менталитета. Чтобы понять это явление глубже, мы рассмотрим особенности воспитания детей в Японии с точки зрения Системно-векторной психологии Юрия Бурлана.
Каждая страна обладает своим менталитетом, особенности которого совпадают с особенностями того или иного вектора. В Японии царит кожный менталитет, который проявляется в жесткой нормированности, требованиях соблюдать все правила (кожный вектор) и в коллективизме, ответственности за свои поступки перед всем обществом.
Обладатели кожного вектора – создатели всевозможных правил и стандартов, т.к. их первичная задача – ограничение. ГОСТы – лучшее орудие для достижения поставленной задачи. Чем больше правил, тем больше рамок. Жизнь японского общества строго нормирована и подчинена бесчисленному количеству правил: начиная от стандартов поведения в семье, в школе и на работе, заканчивая множеством правил этикета, которые позволяют не нарушать пространство другого человека при общении.
Вот почему в Стране Восходящего Солнца пользуются большой популярностью всевозможные инструкции, которые можно встретить везде: в метро, в магазинах, в месте утилизации отходов и в любых других местах общественного пользования. Каждая ситуация в табличках прописана вплоть до мелочей.
Например, в японских школах можно встретить табличку с инструкцией, как нужно вести себя всем, кто входит в учительскую:
Для учеников, входящих в учительскую
Инструкция
- Аккуратно постучать в дверь два или три раза.
- Получив разрешение учителя, войти, извиниться.
- Коротко изложить суть дела.
- Закончив разговор, извиниться.
- Выйти, аккуратно прикрыв за собой дверь.
Строгое соблюдение инструкций очень важно для любого японца, а их несоблюдение грозит непониманием со стороны окружающих и проблемами на работе или в учебе.
При этом в отличие от кожного менталитета Запада, где культивируется индивидуализм и ценность каждой отдельно взятой личности, менталитет Японии сдобряется коллективизмом, когда все, что ты делаешь, важно, прежде всего, для всех окружающих и когда «стая» всегда значимее отдельно взятого индивида. Так, если класс на уроке шумит, японский учитель усмиряет шалунов фразой: «Вы мешаете учиться соседнему классу». Этого бывает достаточно. Такое странное поведение обусловлено историческим развитием Японии. Вынужденная долгое время жить в изоляции, страна выработала менталитет, направленный внутрь. Т.е. если на западе каждый человек друг другу конкурент, то здесь каждый человек как бы работает на «пещеру», т.е. в его самосознании существует важная мысль: «Мое процветание зависит от процветания моей страны, поэтому я, прежде всего, должен работать на страну». Но к этому мы вернемся чуть позже.
Проблемы воспитания детей в Японии волнуют умы взрослых не первый век. Ведь каждый отдельно взятый ребенок станет маленьким винтиком большого активно работающего механизма японского общества. Изумленные европейцы недоумевают: «Как нужно воспитывать ребенка, чтобы он вырос и смог работать так, как работают японцы?»
Большого секрета в особенностях воспитания детей в Японии нет. Просто оно принципиально иное, т.к. и сами японцы мыслят несколько иначе. Еще в 18 веке основоположники японской педагогики высказали важную мысль. Ребенок - совершенно другое в психологическом плане существо, поэтому и вести себя с ним надо не так, как со взрослыми. «Нельзя из ребенка сразу сделать взрослого, каждому возрасту должны предъявляться свои требования, ограничения в поведении должны вводиться постепенно», - говорили ученые, и японцы по сей день следуют этому навету.
Не смотря на активное насаждение западного образца поведения, мать играет ключевую роль в воспитании ребенка до 5 лет. Малыш воспитывается дома, и мама проводит с ним максимальное количество времени. Существует даже специальная одежда, которая позволяет матери носить ребенка везде и всюду с собой на первых порах жизни (мобильность кожного вектора). Конечно, можно отдать ребенка в детский сад или ясли, а самой пойти работать, но такое поведение будет встречено массовым неодобрением, а для любого жителя Японии мнение окружающих очень важно. Мать ставит личные интересы важнее воспитания будущей ячейки общества! Мать-эгоистка!
Вот почему в Японии разводы встречаются гораздо реже, нежели на Западе. Семьи сохраняются ради детей, интересы общества первичны, собственные – вторичны, т.к. последние напрямую зависят от первых.
Узы между ребенком и мамой священны. После рождения малыша кусочек пуповины сохраняют, кладут в специальную красивую коробочку и дарят матери. Это символ связи младенца и родительницы, о которой должна помнить каждая женщина.
«С ребёнком до 5 лет нужно обращаться, как с королем, с 5 до 15 -как с рабом, после 15 - как с равным» - один из важных принципов воспитания детей в Японии. По мысли японцев, личность ребенка складывается в несколько этапов. Опорными точками считается возраст в 5 и 15 лет. Малыш до 5-6 лет – маленький зверек, следующий своим инстинктам. В 5-7 лет происходит первичное созревание ребенка, окультуривание. Личность человека, его векторальные особенности развиваются до 14-15 лет. Дальше мы можем лишь реализовывать или не реализовывать свойства своих векторов.
Японцы заметили важные этапы в развитии личности человека и для каждого этапа разработали свои правила воспитания. Так до 5 лет ребенку не ставят никаких границ: разрешено все, что ему только придет в голову. Детей не ругают, не наказывают, делать замечания ребенку и его родителям запрещено. «Кто на родителей косится, тот в камбалу превратится», - гласит японская мудрость. Слова «Нет» и «Нельзя» не используются. Можно предупреждать малыша: «Опасно», «Горячо» и пр. Главный девиз: лучше что-то предотвратить, нежели запретить или наказать. Поэтому японки всеми силами стараются избежать ситуаций, когда малыш может напроказничать. А если что-то случается, то мать винит во всем себя. Вот почему европейцы часто говорят, что японские дети никогда не плачут. У них для этого просто нет повода.
Освобождение от запретов детей до 5 лет связано с боязнью японцев задавить личность ребенка чрезмерными ограничениями, с которыми ему предстоит столкнуться в последующей жизни. До 5 лет он как бы готовится к тому, что его ждет дальше – к большому количеству инструкций и правил.
На начальную школу Японии возлагается важная функция: помочь ребенку, еще недавно эгоистично живущему «как король», научиться соблюдать все правила и жить ради группы. Вот почему большая часть времени начального образования посвящена не столько овладению науками, сколько посвящению в этикет. Малышей учат, как надо себя вести в тех или иных ситуациях, что можно и нужно говорить и делать, а что нельзя.
Школа теперь для ребенка – вторая семья в прямом смысле этого слова, ибо каждого первоклашку учат, что все его одноклассники – друзья, поэтому драться и ругаться нельзя. «Ты что, ударишь друга?» Дабы повысить чувство локтя, все время проводятся бесчисленные соревнования, где побеждает команда. Каждый учится делать вклад в свою группу, жить не ради своих интересов, а ради интересов стаи. Внутри самой стаи не должно быть конкуренции, иначе это разрушит ее единство и конкурентоспособность среди подобных стай.
Все классы делят на группы, внутри которых есть и лидеры, и аутсайдеры. При этом лидер опекает своих товарищей и обязан отвечать за них и помогать им. В свою очередь, остальные члены группы всячески прислуживают лидеру. К каждому первоклашке приставляют куратора – ученика шестого класса, тем самым воспитывая в младших уважение к старшим, а в старших ответственность перед младшими. Так дети приучаются к иерархичности – еще одной черте страны с кожным менталитетом.
Каждый год ученики всех классов с параллели перетасовываются между собой. Обычно каждый ученик пишет на листочках три имени тех, с кем бы он хотел оказаться в одном классе, и три имени тех, с кем бы не хотел. Но администрация не обещает, что сможет выполнить все требования. В итоге каждый год ученик как бы попадает в новый коллектив, где есть и старые знакомые, и новые. Так японцы воспитывают чувство единства среди малышей: ребята учатся уживаться с каждым.
Как говорилось выше, стандарт – очень важная часть обучения. Все должны мыслить по единому стандарту, одинаково. Как было сказано раньше, все стандарты создают обладатели кожного вектора. В Японии все школы учатся по одной и той же программе, и даже начинают одни и те же темы в одно и то же время. Если ученик переводится из одного учебного заведения в другое, он может не волноваться, что попадет на другую программу или на незнакомую тему.
Изобретательность, нестандартное мышление всячески критикуется и подавляется. Если вы решили задачу каким-то новым способом, то ничего хорошего не услышите в свой адрес. Максимум – скупую похвалу и замечание, что так никто не делает. Надо решать так, как все решают: точно соблюдать все правила, иначе быть беде. Точность и аккуратность – то, что ценится важнее изобретательности и импровизации.
Японская школа – самая унифицированная во всем мире. Здесь нельзя оставаться на второй год или заканчивать обучение экстернатом. Раз положено учиться шесть лет в начальной школе – ученик должен учиться ровно столько же. Знания и способности играют меньшую роль, нежели возраст.
Осознание группы как единого живого организма начинается с установления единого стандарта внешнего вида для всех учащихся. И если в начальной школе не всегда есть обязательная форма, то к средней школе ученики выглядят абсолютно одинаково. Умение соблюдать стандарт прививают постепенно: все малыши начальной школы носят одинаковые желтые шапочки и ранцы с желтыми наклейками, по которым первоклашку можно заприметить издалека.
Среди родителей обговариваются все стандарты того, как должен выглядеть ученик. Запрещается как-то выделяться или приносить в школу новомодные или дорогие вещи, которые могут не иметь другие ученики. Порой даже цвет нижнего белья может стать предметом скандала или насмешек.
У каждого учебного заведения своя форма, поэтому если ученик нарушает правила вне школы, об этом сразу становится известно администрации. Но наказание несет не один конкретный ученик, а его группа или класс. Объявляя о наказании, никогда не упоминается имя провинившегося, указывается лишь группа, которая понесет ответственность. «Все, что я делаю, может повлиять на моих товарищей», - с этой мыслью живет каждый школьник.
Итак, мы постепенно подошли к тому самому, с чего начали свой разговор – к идзимэ, которое представляет собой очередное проявление стандартизированности кожного менталитета. Идзимэ подвергаются те, кто не соответствует общепринятым стандартам (даже если это «несоответствие» лишь в цвете майки). Сначала тебе просто делают замечание, а если видят, что ты не исправляешься, устраивают идзимэ. Приученные быть как единый организм, школьники буквально срываются на своего товарища, видя в его нестандартности угрозу процветания коллектива, а значит, и угрозу процветания для каждого отдельного ученика. «Ты не соответствуешь норме, а это значит, что мы все пострадаем из-за тебя».
Идзимэ – это не столько физическое издевательство, сколько психологическая «шлифовка» нестандартных людей, попытка сгладить того, кто выделяется. При этом кожный менталитет, присущий каждому, заставляет «провинившегося» чувствовать себя виноватым. Он начинает думать, что это он какой-то не такой, недоделанный и что он действительно не прав. Это приносит ребенку массу страданий. Если у ученика еще и звуковой вектор, то выбор у него не велик: уйти из школы и стать хикикомори или сделать шаг из окна, лишь бы отстали.
URL: https://4ibi.ru/lib/lib.php?act=view&id=652