Японские фонари

Японские фонари

img


Обычай использования японских фонариков появился вместе с буддизмом в конце 6 века. А техника их изготовления не меняется вот уже 300 лет. Большая часть работы делается вручную мастерами, которые посвятили созданию этих прекрасных предметов сердце и душу.
В «Энциклопедии Японии» издательства Коданся говорится, что общее обозначение для японских фонарей – тоороо (торо).

Андон (яп. 行灯, идущий свет) — это фонарь с бумажным абажуром на бамбуковом, металлическом или деревянном корпусе. Бумага защищает огонь от ветра. Свет производит горящий в каменной или керамической лампе масляный фитиль. Масло обычно рапсовое или сардиновое, а фитиль делают из хлопка. Свечи не используются из-за дороговизны.
Андон стал популярен в период Эдо. Первые андоны носили в руках; их можно также ставить на стену или на землю. Большинство андонов имеет вертикальную форму; у некоторых есть ящичек в основании, туда можно сложить спички, масло и запасные фитили. Наверху андона делают ручку для переноски. Разновидность андона для использования внутри зданий — окиандон. Существует также энсю андон без ящичка внизу. Название происиходит либо от имени Кобори Энсю, жившего в конце периода Адзути-Момояма, либо от слова энсю (яп. 円周, круг). Ещё один вид андонов — ариакэ андон, прикроватный светильник. Под крыши магазинов вешают какэ андон с написанным на бумаге именем продавца.
Популярные художники, Утагава Кунисада, Кувагата Кэйсай, Кэйсай Эйсэн расписывали фонари, известные каллиграфы наносили на бумагу благоприятные символы. Примеры старинных фонарей, покрытых живописью, составляют определенную категорию японской живописи – андон-э, и в сегодняшние дни они предмет коллекционирования.
Лампы андон - традиционный атрибут жизни и быта японцев.
Бомбори (яп. 雪洞, дословно «снежная пещера») — это маленький андон с шестигранным корпусом. В гимне киотосских гейш Гион коута (яп. 祇園小唄, баллада о Гионе) есть такой куплет:
Лето. Наслаждаюсь ночной прохладой.
У бомбори на белой шее
Красная помада и незаметные слёзы.
Я горю словно костёр Даймондзи:
Возлюбленный Гионом дарари-оби!
Выражение хиру андон (яп. 昼行灯, дневная лампа) означает «бесполезный». В истории о 47 ронинах этот эпитет применяют к Оиси Ёсио.
В 1880 году в специальном разделе «Ежеквартального Обзора» была напечатана шутка- предсказание. Если холостяк прикурил свою трубку от андона, а не от хибати, он так и останется холостяком.
Современные версии андон, конечно, электрические, такие лампы располагают на полу, хотя они могут находиться также на столе или полке.

Выходя на улицу когда стемнело, японцы брали портативные фонарики тётин.
Тётин (яп. 提灯 , свет, который несут) отличается от андона конструкцией: цилиндрический абажур тётина удерживает бамбуковая спираль, они изготовленные из бамбука, покрытого бумагой или шелком. Наверху у тётина ручка. Сегодня в Японии выпускают сувенирные пластиковые тётины с электрическими лампочками. Самое раннее упоминание тётина относится к 1085 году.
Фонари тётин идеальны для использования на вечеринках, которые походят на открытом воздухе, как электрические, так и традиционные, со свечей внутри. Тёнин можно повесить на карнизе для освещения веранды. Современные тётин изготавливают из пластмассы.
Первое письменное свидетельство о фонариках тётин относится к 1085 году, на иллюстрациях они появляются с 1536 года.

В современной Японии, особенно в районах развлечений фонари можно встретить повсюду. Большие красные фонари, акатётин, определяют вход в идзакая. Самый яркий пример – гигантские тётин в воротах (Каминаримон и Ходзомон) буддистского храмового комплекса, Сэносодзи, в знаменитом районе Токио Асакуса.
Слово торо (яп. 灯篭, фонарь-дракон) раньше означало просто «фонарь», сегодня «торо» — это каменный или железный высокий фонарь. Торо освещают ступы и дзиндзя, сады и другие здания традиционной архитектуры. Свет торо обычно электрический.
Каменные фонарики, точно также как и камни пошаговых дорожек, появились в японском саду благодаря чайной церемонии.
В вечернее время они освещали гостям путь, который вёл их через сад к чайному павильону.
Располагаются фонарики обычно на изгибах дорожек, возле мостиков, водопадов или бамбуковых водоёмов. Их следует устанавливать под углом к центральной линии, идущей от дома, и никогда там, где это не обусловлено функциональной необходимостью.

В зависимости от конструкции выделяют следующие виды фонариков:
-Тачи-гата – фонари на пьедестале большого размера (от 1,5 до 3 метров) используются в основном в больших садах.
-Икекоми-гата – закапываются прямо в землю возле бамбуковых водоёмов, но будут хорошо смотреться в любом месте сада.
-Оки-гата – самые маленькие фонарики устанавливают вдоль дорожек или в очень маленьком внутреннем дворике.
-Юкими-гата (снежные) – наиболее часто используемые фонарики устанавливают возле водоёмов и водопадов. Снежными их называют за способность удерживать снег на широкой верхней крышке, благодаря чему отражающийся в воде свет выглядит особенно живописно.
Иногда эти фонарики устанавливают на высокую изогнутую ногу, что позволяет максимально приблизить фонарик к водной поверхности водоёма и таким образом увеличить эффект отражения света.
В самый первый день праздника Обон, проходящего в августе, японцы зажигают у входа в жилища фонарики, на которых пишут свои имена, чтобы души умерших предков не ошиблись и попали по назначению к своим родственникам-потомкам. Когда они возвращаются обратно в потусторонний мир, живые родственники помогают им, пуская по воде дощечки на которых устанавливают зажженные фонарики. Предкам надо оказывать всяческий почет, поскольку в противном случае они могут обидеться, а в худшем случае и сильно оскорбиться.

img

img



URL: https://4ibi.ru/lib/lib.php?act=view&id=801