Библиотека - просмотр статьи



Япония
Статьи

Идзимэ (09.05.14 / 12:31)
Для учеников, входящих в учительскую
Инструкция
- Аккуратно постучать в дверь два или три раза.
- Получив разрешение учителя, войти, извиниться.
- Коротко изложить суть дела.
- Закончив разговор, извиниться.
- Выйти, аккуратно прикрыв за собой дверь.

Строгое соблюдение инструкций очень важно для любого японца, а их несоблюдение грозит непониманием со стороны окружающих и проблемами на работе или в учебе.

При этом в отличие от кожного менталитета Запада, где культивируется индивидуализм и ценность каждой отдельно взятой личности, менталитет Японии сдобряется коллективизмом, когда все, что ты делаешь, важно, прежде всего, для всех окружающих и когда «стая» всегда значимее отдельно взятого индивида. Так, если класс на уроке шумит, японский учитель усмиряет шалунов фразой: «Вы мешаете учиться соседнему классу». Этого бывает достаточно. Такое странное поведение обусловлено историческим развитием Японии. Вынужденная долгое время жить в изоляции, страна выработала менталитет, направленный внутрь. Т.е. если на западе каждый человек друг другу конкурент, то здесь каждый человек как бы работает на «пещеру», т.е. в его самосознании существует важная мысль: «Мое процветание зависит от процветания моей страны, поэтому я, прежде всего, должен работать на страну». Но к этому мы вернемся чуть позже.

Проблемы воспитания детей в Японии волнуют умы взрослых не первый век. Ведь каждый отдельно взятый ребенок станет маленьким винтиком большого активно работающего механизма японского общества. Изумленные европейцы недоумевают: «Как нужно воспитывать ребенка, чтобы он вырос и смог работать так, как работают японцы?»

Большого секрета в особенностях воспитания детей в Японии нет. Просто оно принципиально иное, т.к. и сами японцы мыслят несколько иначе. Еще в 18 веке основоположники японской педагогики высказали важную мысль. Ребенок - совершенно другое в психологическом плане существо, поэтому и вести себя с ним надо не так, как со взрослыми. «Нельзя из ребенка сразу сделать взрослого, каждому возрасту должны предъявляться свои требования, ограничения в поведении должны вводиться постепенно», - говорили ученые, и японцы по сей день следуют этому навету.

Не смотря на активное насаждение западного образца поведения, мать играет ключевую роль в воспитании ребенка до 5 лет. Малыш воспитывается дома, и мама проводит с ним максимальное количество времени. Существует даже специальная одежда, которая позволяет матери носить ребенка везде и всюду с собой на первых порах жизни (мобильность кожного вектора). Конечно, можно отдать ребенка в детский сад или ясли, а самой пойти работать, но такое поведение будет встречено массовым неодобрением, а для любого жителя Японии мнение окружающих очень важно. Мать ставит личные интересы важнее воспитания будущей ячейки общества! Мать-эгоистка!

Вот почему в Японии разводы встречаются гораздо реже, нежели на Западе. Семьи сохраняются ради детей, интересы общества первичны, собственные – вторичны, т.к. последние напрямую зависят от первых.

Узы между ребенком и мамой священны. После рождения малыша кусочек пуповины сохраняют, кладут в специальную красивую коробочку и дарят матери. Это символ связи младенца и родительницы, о которой должна помнить каждая женщина.

«С ребёнком до 5 лет нужно обращаться, как с королем, с 5 до 15 -как с рабом, после 15 - как с равным» - один из важных принципов воспитания детей в Японии. По мысли японцев, личность ребенка складывается в несколько этапов. Опорными точками считается возраст в 5 и 15 лет. Малыш до 5-6 лет – маленький зверек, следующий своим инстинктам. В 5-7 лет происходит первичное созревание ребенка, окультуривание. Личность человека, его векторальные особенности развиваются до 14-15 лет. Дальше мы можем лишь реализовывать или не реализовывать свойства своих векторов.

Японцы заметили важные этапы в развитии личности человека и для каждого этапа разработали свои правила воспитания. Так до 5 лет ребенку не ставят никаких границ: разрешено все, что ему только придет в голову. Детей не ругают, не наказывают, делать замечания ребенку и его родителям запрещено. «Кто на родителей косится, тот в камбалу превратится», - гласит японская мудрость. Слова «Нет» и «Нельзя» не используются. Можно предупреждать малыша: «Опасно», «Горячо» и пр. Главный девиз: лучше что-то предотвратить, нежели запретить или наказать. Поэтому японки всеми силами стараются избежать ситуаций, когда малыш может напроказничать. А если что-то случается, то мать винит во всем себя. Вот почему европейцы часто говорят, что японские дети никогда не плачут. У них для этого просто нет повода.

Освобождение от запретов детей до 5 лет связано с боязнью японцев задавить личность ребенка чрезмерными ограничениями, с которыми ему предстоит столкнуться в последующей жизни. До 5 лет он как бы готовится к тому, что его ждет дальше – к большому количеству инструкций и правил.

На начальную школу Японии возлагается важная функция: помочь ребенку, еще недавно эгоистично живущему «как король», научиться соблюдать все правила и жить ради группы. Вот почему большая часть времени начального образования посвящена не столько овладению науками, сколько посвящению в этикет. Малышей учат, как надо себя вести в тех или иных ситуациях, что можно и нужно говорить и делать, а что нельзя.

Школа теперь для ребенка – вторая семья в прямом смысле этого слова, ибо каждого первоклашку учат, что все его одноклассники – друзья, поэтому драться и ругаться нельзя. «Ты что, ударишь друга?» Дабы повысить чувство локтя, все время проводятся бесчисленные соревнования, где побеждает команда. Каждый учится делать вклад в свою группу, жить не ради своих интересов, а ради интересов стаи. Внутри самой стаи не должно быть конкуренции, иначе это разрушит ее единство и конкурентоспособность среди подобных стай.



Рейтинг: Минус 0 Плюс
Просмотров: 1754
Идзимэ

Добавлено: angelok
Комментарии (0)
Версия для печати

К разделам
На главную